О психоанализе 2017-06-09T20:41:02+00:00

О психоанализе

У большинства из нас уже сложился образ психоаналитика, как человека образованного,интеллектуально развитого. Который ведет консультацию психолога в своем кабинете, сидя в кресле, в окружении полок или шкафов с книгами. Пациент или лежит на кушетке, или тоже сидит в кресле. Они ведут беседу, где по большей части говорит пациент,а психоаналитик слушает его, делая иногда записи в свой блокнот. Отчасти это верно. Но это только видимая часть,мы не можем видеть весь происходящий психоаналитический процесс. Человек приходит к человеку, происходит Встреча. Встреча двух разных людей, где терапевтическим потенциалом может являться личность терапевта, который, выражаясь метафорически, является «человеком с фонариком» в «темной комнате» бессознательной жизни пациента, являясь этаким проводником, сопровождающим. При этом проблема, как и способ ее решения всегда находится у пациента, и только он один знает способ ее решения, какие бы варианты не были в голове у психоаналитика. Консультация психолога поможет пациенту увидеть возможности, а принимает решение сам пациент.

Впервые понятие Психоанализ было введено Зигмундом Фрейдом, известным и талантливом психиатром и психологом из Вены. Психоанализ являлся новым методом, который Фрейд использовал в своей научной и исследовательской деятельности для исследования психических процессов в организме человека и лечения невротических расстройств. В результате научного исследования возникали психологические теории и конструкции,которые развивались и складывались в новую научную дисциплину-ПСИХОАНАЛИЗ. Далее психоанализ продолжал свое развитие, возникали различные школы и направления, которые разрабатывали собственный взгляд на структуру и развитие психики и на технику психоанализа и психоаналитической психотерапии (Классический психоанализ, Теория М.Кляйн, Теория объектных отношений и т.д.)

Основная идея психоанализа:разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик исходит из того,что безсознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека,а не его сознание. Причиной большинства психических и эмоциональных расстройств является то, что уходящие своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Рождается психический конфликт, разрешаемый путем вытеснения из сознания «дурных» влечений и желаний. Но они не исчезают бесследно, а загоняются в глубины человеческой психики и рано или поздно дают о себе знать. Благодаря механизмам сублимации (переключение сексуальной или агрессивной энергии на социально приемлемые цели) они могут выливаться в творчество, занятие наукой, но могут толкнуть человека к «бегству в болезнь», невротическому способу разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни.

В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования психики человека.
Основные психоаналитические идеи :

  • в психике нет ничего случайного,
  • события первых лет имеют первостепенное значение для всей последующей жизни,
  • эдипов комплекс (проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям) является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества и культуры,
  • психический аппарат состоит из трех областей- бессознательного Оно (влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и проявляющиеся в неосознаваемых формах), сознательного Я (несущего функции самосохранения и контроля над требованиями Оно, всегда стремящегося к получению удовольствия любой ценой) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные требования, совесть,
  • основополагающие влечения человека- влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос), включающее в себе инстинкт разрушения.

В клинической практике консультация психолога направлена на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом своих бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов. Используя различные аналогии, З.Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга и влиянием воспитателя.
Основной целью психоаналитической терапии является оказание помощи человеку,испытывающему душевные и психические страдания и не способному самостоятельно разобраться и устранить причины своего психического расстройства.

С момента своего появления, психоанализ дал начало многим видам психотерапии,оказал влияние на психиатрию,на современную культуру и философию.За период своего существования,психоанализ испытывал неприятие его идей и постулатов,периоды идеализации,разочарования,спокойного исследования.В нашей стране психоанализ появился в начале 20 века,но потом ушел в забвение и начал возрождаться уже в конце 20 века.
Фрейд определил психоанализ как:

  • Способ исследования психических процессов,иначе недоступных.
  • Метод лечения невротических расстройств,основанных на этом исследовании.
  • Ряд возникших в результате этого психологических конструкций,постоянно развивающихся и складывающихся в новую дисциплину.

Психика в психоанализе разделяется на сознание и бессознательное. Психоаналитик исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека, сознание не является всей сутью психики. Согласно представлениям, Зигмунда Фрейда, психоанализ – это метод исследования, опирающийся на выявление бессознательных представлений, желаний, конфликтов на основе анализа свободных ассоциаций, сновидений, бессознательных действий. Это также основанный на этом исследовании психотерапевтический метод, опирающийся в первую очередь на анализ переноса. И, в конечном итоге, это совокупность теорий, систематизирующих данные, полученные путем психоаналитического исследования и лечения.

Эти теории описывают функционирование психики человека во всех ее проявлениях и являются основой психоаналитического мировоззрения. Такое понимание не противопоставляет так называемую нормальную психику и психику психически больного человека. Как заметил Фрейд, ему не удалось обнаружить у своих пациентов, в том числе тяжело больных людей никаких фантазий, которые он не наблюдал бы в снах, в бессознательных фантазиях здоровых людей.

Полагается, что в психике нет ничего случайного, и события первых лет имеют первостепенное значение для всей последующей жизни. Фрейд ввел понятие Эдипова Комплекса (проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям), который является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества и культуры. Психический аппарат, согласно теории, состоит из трех областей — бессознательного Оно (влечения и инстинкты, берущие свое начало в соме и проявляющиеся в неосознаваемых фантазиях), сознательного Я (несущего функции тестирования реальности и контроля над требованиями Оно, всегда стремящегося к получению удовольствия любой ценой) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные требования и совесть.

Большинство психических и эмоциональных расстройств связываются в психоанализе с ранними детскими травмирующими переживаниями, с бессознательными влечениями и желаниями сексуального и агрессивного характера, вступающими в противоречие с нравственными и культурными нормами. Возникающие, в результате этого, психические конфликты, могут оказывать негативное влияние всю последующую жизнь, если не найдут полного выхода в творчестве и исследовательской деятельности. Психоанализ дает пути понимания смысла и значения бессознательного в жизни человека, раскрыть и понимать механизмы функционирования психики человека. Основной целью психоаналитической терапии является оказание помощи человеку, испытывающему душевные и психические страдания, когда он не может самостоятельно разобраться, и тем более устранить причины своего психического расстройства. В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом своих бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов.

Противники психоанализа упрекали его в научной несостоятельности. Однако, на сегодняшний день эти упреки вряд ли можно считать справедливыми. Современная психодинамическая теория построена на положениях, получивших многочисленные эмпирические подтверждения. В частности, подтверждены существование бессознательных когнитивных, аффективных и мотивационных процессов, амбивалентность аффективной и мотивационной динамики и их параллельное функционирование, зарождение в детстве многих личностных и социальных проблем, ментальные репрезентации «Я» и «Других» и их взаимоотношений и многое другое.

Психоанализ является и наукой, и искусством, и занимает среднее место между медициной и философией. Психоанализ продолжает бурно развиваться. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания.